735
Страна: США

А́льфред Бе́стер (англ. Alfred Bester; 18 декабря 1913 года, Нью-Йорк, США — 30 сентября 1987 года, Дойлстаун (англ.)русск., Пенсильвания, США) — американский журналист, редактор и писатель-фантаст.

Родился 18 декабря 1913 года в Нью-Йорке в семье владельца обувного магазина. Отец Бестера, Джеймс Бестер, был мигрантом в первом поколении, его родители были евреями-переселенцами из Австрии. Мать Бестера, Белла, родилась в России, и её первым языком был идиш. Бестер учился в университете Пенсильвании, изучал точные и гуманитарные науки, в том числе психологию. Также одно время посещал Колумбийскую школу права, но оставил её в пользу литературной карьеры. Женился на Ролли Гулько в 1936 году, ставшей успешной актрисой на Бродвее, а также в кино и на телевидении.

Литературная деятельность
Ещё будучи студентом, предложил свой первый фантастический рассказ в журнал «Thrilling Wonder Stories». Редактор журнала Морт Вайсингер помог ему доработать рассказ, а затем посоветовал предложить его на конкурс, который как раз в это время проводил журнал. Рассказ выиграл в конкурсе и был опубликован под названием «Неверная аксиома» («The Broken Axiom», опубликован в апрельском номере «Thrilling Wonder Stories» за 1939 год).

В течение 1939—1942 годов Бестер опубликовал ещё 12 рассказов, наиболее важными из которых считаются «Адам без Евы» («Adam and No Eve», 1941), «Снежный ком» («The Push of a Finger», 1942) и «Ад — это навсегда» («Hell is Forever», 1942), после чего вслед за Вайсингером ушёл в издательство DC Comics, где в течение четырёх лет работал штатным сценаристом журнальных комиксов «Супермен», «Бэтмен», «Зелёный Фонарь», «Капитан Марвел» и других; затем он также делал сценарии для циклов радиопостановок о Чарли Чане и Тени. С начала 1950-х он писал сценарии для телевизионного сериала «Том Корбетт, космический курсант».

В 1950 году Бестер снова начинает публиковать фантастические рассказы — на этот раз уже вооружённый богатым опытом построения сюжетов и диалогов. На протяжении десятилетия он создаёт 13 рассказов и два романа, которые стали безусловной классикой мировой фантастики (хотя опубликованный в этот же период реалистический роман «Крысиные гонки» («The Rat Race», другое название «Who He?») никакого успеха не имел).

Роман «Человек без лица» («The Demolished Man», 1953) стал первым лауреатом только что основанной премии «Хьюго». Действие его разворачивается в мире будущего, где существуют профессиональные сообщества телепатов. Промышленник Бен Рич планирует убийство, которое не смогут раскрыть следователи-телепаты (в книге названые эсперами). Совершив это преступление и попав под следствие, он в итоге осознаёт цену преступления и наказания — это цена разрушения его собственной личности-вселенной.

Роман «Тигр! Тигр!» («Tiger! Tiger!»; др. название «The Stars My Destination» — «Звёзды — моя цель», 1956) — история дегенерата Гулли Фойла, который в стремлении отомстить негодяям, бросившим его на погибель в потерпевшем крушение космическом корабле, поднимается «из грязи в князи» и даже приобретает невероятные способности. Действие этого романа разворачивается в будущем, где обыденной повседневностью стало перемещение людей посредством джантации (то есть телепортации). Действие также разворачивается вокруг некоего вещества ПирЕ, обладающего огромной взрывной энергией, которая высвобождается силой мысли. Мир в книге находится в состоянии войны между Внешними спутниками и коалицией Земля-Марс-Венера.

Оба романа и многие важные рассказы этого периода — в том числе «Убийственный Фаренгейт» («Fondly Fahrenheit», 1954), «Человек, который убил Магомета» («The Men who Murdered Mohammed», 1958) и другие — написаны в непривычном для того времени «джазовом» сюжетном ритме и в фирменном «бестеровском» ироническом и искромётном стиле и оказали существенное влияние на развитие фантастики как направления — в том числе на формирование «новой волны» 1960-х годов. Влияние прозы Бестера на их творчество признавали такие ключевые авторы киберпанка (Уильям Гибсон, Брюс Стерлинг) и посткиберпанка (Нил Стивенсон).

В конце 1950-х годов Бестер получает предложение стать штатным публицистом журнала «Holiday», в котором он вскоре занял кресло редактора литературного раздела и снова отошёл от активного литературного творчества вплоть до закрытия журнала в начале 1970-х. Помимо переиздания ранее выходивших произведений, в этот период у Бестера выходит только публицистическая книга «Жизнь и смерть спутника» (The Life and Death of a Satellite, 1966).

После закрытия «Holiday» рассказы и романы Бестера (который уже приобрёл устойчивую репутация классика фантастики) снова появляются в печати. Наиболее важными произведениями этого периода становятся романы «Дьявольский интерфейс» («The Computer Connection», журнальный вариант «The Indian Giver», в Великобритании издавался под названием «Extro»; 1974), «Голем100» («Golem100», 1980) и «Обманщики» («The Deceivers», 1981). Последний роман прошёл совершенно незамеченным, что, возможно, и привело к тому, что Бестер прекратил систематически публиковаться до конца жизни.

В начале 1987 года Американская ассоциация писателей-фантастов удостоила А. Бестера почётного титула «Великий мастер». Однако получить награду он не успел…

Альфред Бестер скончался 30 сентября 1987 года.

После его смерти были изданы написанный в конце 1950-х реалистический роман «Нежная любовная ярость» («Tender Loving Rage», 1991) и законченный Роджером Желязны по черновикам Бестера постмодернистско-фантастический роман «Психолавка» («Psychoshop», 1998).

Премии и награды:
1953, Премия Хьюго в категории «Роман» за роман «Человек Без Лица» (The Demolished Man) (1952)
1987, Премия Небьюла. Присуждён титул «Грандмастер»
1988, Prometheus Awards в категории «Зал славы» за роман «Тигр! Тигр!» (Tiger! Tiger!) (1956)
2001, Введён в Зал славы