1575
Страна: США

То́мас Лиго́тти (англ. Thomas Ligotti; 9 июля 1953 года, Детройт, Мичиган, США) — американский писатель в жанрах литературы мистического ужаса и хоррора.

Родился в Детройте, штат Мичиган. Окончил университет Уэйна в 1977 году. В течение долгого времени работал в издательстве Gale Group, в 2001 году уволился и переехал во Флориду.

Писательскую деятельность Лиготти начал в 1980-х, публикуя свои рассказы в небольших фэнзинах и журналах. Первоначально он избегал контактов с прессой и тщательно скрывал всю информацию о себе, что спровоцировало слухи о том, что имя «Томас Лиготти» — псевдоним другого автора, возможно, известного. Позже Лиготти развеял эти слухи.

По собственному признанию писателя, он с 17-летнего возраста страдает паническими атаками и фобиями, а также приступами депрессии, что нашло отражение в его творчестве. Среди авторов, оказавших на него влияние, Лиготти называет Владимира Набокова, Эдгара По, Уильяма Берроуза, Эмиля Чорана, Бруно Шульца и многих других. Критики неоднократно отмечали также влияние на творчество и мировосприятие Лиготти таких писателей, как Франц Кафка, Говард Лавкрафт и Хорхе Луис Борхес.

Критики часто применяют к творчеству Лиготти определения «интеллектуальный хоррор», «литературный хоррор» и «философский хоррор». Дань уважения Лиготти воздал Даррелл Швейцер, написавший книгу о его творчестве.

Томас Лиготти известен как один из лучших современных авторов хоррора, работающих в короткой форме, и его творчество представлено в основном именно рассказами. Для произведений писателя характерен особый стиль, сочетающий чёрный юмор и частое использование цитат, преимущественно из различных философских трудов. Лиготти в своих рассказах уделяет большое внимание проблемам человеческой психологии — анализу явления страха, особенностям индивидуального восприятия окружающей действительности, симптомам психических расстройств и т. д.

Известный писатель и критик Брайан Стэблфорд относит творчество Томаса Лиготти к «современной декадентской литературе», отмечая, что на него сильно повлияла проза авторов fin de siècle. Сунанд Джоши назвал Лиготти «одним из немногих современных авторов, на которых действительно сильно повлияли мастера „старой школы“ мистической прозы — По, Лавкрафт, Блэквуд, Мэчен» и посвятил ему отдельную главу в своей книге «Современный мистический рассказ». Среди особенностей произведений автора Джоши выделяет проходящее красной нитью сквозь все его работы ощущение иллюзорности мира, разграничение ложной «реальности» и подлинного мира, наполненного сверхъестественным ужасом. Стиль Лиготти, по мнению исследователя, отчасти схож с «тяжёлой, перегруженной метафорами» манерой Мэтью Шила, ныне почти забытого фантаста рубежа XIX и XX веков — его рассказы насыщены архаизмами, а описания подчёркнуто нереалистичны. Сюжет во многих его произведениях предельно прост и схематичен, поскольку смысл, вкладываемый в повествование, оказывается для Лиготти важнее развития действия. По словам Джоши, Лиготти «обладает литературным даром, о котором и мечтать не могли многие другие писатели, работающие в том же жанре; у него уникальное ви́дение мира, радикально отличающее его истории от всех других; он проявляет себя как искусный мастер слова в своих странных рассказах», однако в то же время «его проза столь эгоцентрична, что порой испытывает недостаток спонтанности и эмоциональной насыщенности, она кажется направленной исключительно на интеллектуальное восприятие», вследствие чего его рассказы могут плохо восприниматься неподготовленным читателем и не производить должного впечатления.

Российский критик Станислав Ростоцкий охарактеризовал прозу Лиготти как «вязкую» и «переваривающую саму себя», однако в то же время отметил высокую степень атмосферности его произведений.

Основные сборники рассказов автора:

  • «Песни мёртвого мечтателя» (1986)
  • «Noctuary» (1994)
  • «Фабрика кошмаров» (1996) (Премия Брэма Стокера)
  • «В другом городе, в другой стране» (1997, сопровождался диском Current 93)
  • «У меня Особый План насчёт этого мира» (2000, с диском Current 93)
  • «Моя работа ещё не сделана» (2002) (Премия Брэма Стокера, Международная премия критиков в жанре хоррор)
  • «Поэмы Смерти» (2004)
  • «Teatro Grottesco» (2006)

По одноимённому рассказу писателя в 2007 году был снят фильм «Шалость». Кроме того, его рассказы из сборника «Фабрика кошмаров» были адаптированы для серии комиксовкомпанией Fox Atomic.

В 2010 году была опубликована философская книга Лиготти под названием «Заговор против человека», посвящённая «ужасам жизни и искусствам ужаса», в которой автор подробно описал собственный взгляд на мир.

На рубеже 1990-х — 2000-х годов Томас Лиготти активно сотрудничал с Дэвидом Тибетом, единственным постоянным участником индастриал-группы Current 93. Три сборника Лиготти были изданы при помощи Тибета и сопровождались его дисками, кроме того, Лиготти написал для Current 93 несколько текстов и сыграл гитарную партию на альбоме Foxtrot.