933
Страна: США

Рэй О́лдридж (англ. Raymon Huebert Aldridge, р. 6 июля 1948) — американский писатель-фантаст. Основная профессия — художник, специализирующийся на керамической и фарфоровой скульптуре.

Написал космическую трилогию «Освободитель» о приключениях наёмного убийцы Руиза Ава в пангалактической цивилизации с высоким уровнем техногенного развития. В трилогию входят романы: «Контракт на Фараоне», «Император всего» и «Машина Орфей» («Механический Орфей»). Также его перу принадлежит более двух десятков рассказов.

После службы в армии занялся гончарным делом. Работал в Лас-Вегасе, Хантсвилле (Алабама), где тогда жили его родители, в глуши западного Теннеси, где единственным предприятием была фабрика по изготовлению гробов, затем на побережье Мексиканского залива во Флориде, где вскоре и осел. Испытал влияние покойного суданского гончара Сиддига Эль-Нгуми (Siddig El' Ngoumi). Не достигнув особых художественных и деловых успехов, Олдридж вместе с женой, прекрасно владевшей стеклорезом, занялся изготовлением научно-фантастических витражей, а когда ему надоело медленное умирание с голода, он вполне логично обратился к ремеслу писателя-фантаста. Но так как он никогда не был профессиональным писателем, после относительного успеха он вернулся к своей основной профессии – художник, специализирующийся на керамической и фарфоровой скульптуре. Сейчас его глиняная и фарфоровая посуда ручной работы, а также дверные ручки под заказ (кстати, многие с НФ мотивами) продаются через Интернет.

Первое выступление в прессе – фантастический рассказ «Click», который был опубликован в антологии «Л. Рон Хаббард представляет писателей будущего» за 1986 год. Его перу также принадлежит психоделический космический боевик — трилогия «Освободитель», в которой действие происходит в технически совершенной галактической цивилизации, но гигантская корпорация «Лига Искусств» тысячелетиями контролирует узаконенную работорговлю. И в этом мире приходится бороться за свою жизнь и испытать страшные испытания, профессиональному убийце Руиз Аву, сознание которого контролирует смертоносная сеть-ловушка. Являясь агентом Лиги, прибыв на планету Фараон, один из питомников работорговцев, он вскоре начинает бороться с теми, кто занимается продажей себе подобных. В «Механическом Орфее» герой вступает в поединок с всесильным культом смерти, который жаждет мучительной гибели людей, а власть его столь безгранична, что даже Лига искусств бессильна перед ним.

Кроме этих трех романов в течение десятилетия он опубликовал два с половиной десятка рассказов, после чего Рэй Олдридж перестал издаваться. Правда, в 2002 году в журнале «The Magazine of Fantasy & Science Fiction» вышла новая повесть автора — «Soul Pipes», а также был обещан новый его роман из цикла «Освободитель». Но пока что на этом всё.

На его домашней страничке (посвященной именно гончарному искусству, а не литературе), присутствует следующее бытописание:

«Я сопротивляюсь желанию писать о себе в третьем лице. Надеюсь, вы понимаете, что я имею в виду, особенно если читали подобное на сайтах других, менее закомплексованных художников… «Рэй Олдридж, всемирно-известный гончар, филантроп и литератор, Живое Национальное Достояние (по крайней мере, он был бы им, если бы Живое Национальное Достояние имелось у нас в США)». Но когда я читаю одну из этих эпических биографий, то не могу отделаться от ощущения, что художник написал это сам, прикидываясь кем-то еще, кто покланяется художнику… и немного увлекаясь этой ролью.

Так что давайте обойдемся менее экстравагантной, но зато, я надеюсь, и менее смешной хроникой моей жизни.

Скажу вот что: я избежал необходимости называть кого-либо «боссом» в течение почти тридцати лет (не считая, конечно моей жены).

Вернувшись домой после армии я понял, что наибольшее удовольствие доставляет мне лепка горшков – и с тех пор занимаюсь этим уже в течение множества лет. Я не хочу утверждать, что стал феноменально успешным в финансовом или эстетическом смысле. Я слишком неделовой человек для того, чтобы зарабатывать много денег. Но это было чудесное время — до тех пор, пока я не устал от нищеты.

Начался период, когда я с помощью моей жены Нэнси создавал витражи научной фантастики. В конце концов, мы очень устали от подобной формы голодания, и Нэнси получила настоящую работу.

Я стал писателем. Из огня да в полымя. Но, как это ни странно, я имел достаточный успех как писатель, продав много рассказов и три романа. Я дважды был финалистом «Nebula».

Потом появились дети, трое из них в быстрой последовательности. У Нэнси была настоящая работа, я же стал домохозяйкой. Я продолжал писать (по большей части научную литературу) и занимался Web-дизайном. На протяжении всего этого времени я лепил горшки.

Наконец я пришел к выводу, что никогда не занимался работой, которая нравилась бы мне так же, как гончарство. Когда дети стали старше и пошли в школу, я решил снова всерьез взяться за глину». (Перевод Ильи Новака).

Произведения этого автора (особенно трилогия «Освободитель») после перевода их на русский язык оказались довольно популярными у отечественного читателя. Многие критики положительно отмечали романы Рэя Олдриджа, а в июле 2004 года в русскоязычном сегменте Интернета даже появилась повесть Эдуарда Сесигина «Волшебник с планеты Фараон», являющейся прямым продолжением трилогии Олдриджа.