Клод Сеньо́ль (р. 1917) — французский писатель-фантаст и фольклорист.
Клод Сеньоль родился в Перигё, Франция, 25 июня 1917 года. С детства он проявлял интерес к старинным легендам, преимущественно мрачным и связанным с происками Дьявола. Обучался в лицее Лаканаль, но был отчислен оттуда за частые пропуски занятий.
Заинтересовавшись минералогией, вступил во Французское доисторическое общество, занимавшееся вопросами археологии, геологии и фольклора, где познакомился с известным исследователем народного творчества Арнольдом Ван Геннепом. Эта встреча определила дальнейшее направление его исследований: с минералогии Сеньоль переключился на изучение фольклора.
Увлёкшись изучением французских народных поверий и легенд, вместе с братом Жаком Сеньолем составил и выпустил книгу «Фольклор Юрепуа» (1937). Впоследствии опубликовал многочисленные исследования народной культуры и творчества отдельных авторов.
Имя Клода Сеньоля носит премия, которой удостаиваются исследователи французского фольклора за существенный вклад в изучение народного творчества.
Участие во Второй мировой войне[править | править исходный текст]
Клод Сеньоль принимал участие во Второй мировой войне в качестве артиллериста, был взят в плен и отправлен в Германию, однако вскоре освобождён. Этот период своей жизни он впоследствии описал в мемуарах «Нагой человек».
Свой первый роман «Круг чародеев» Клод Сеньоль опубликовал в 1945 году. Впоследствии он выпустил также четыре романа, несколько сборников рассказов и эссе. Большинство его работ относятся к жанру литературы мистического ужаса и основаны на французских легендах. Своеобразие произведений автора во многом обусловлено именно обращением к фольклорным мотивам. На творчество Сеньоля также оказали влияние знакомство и дружба с поэтом Блезом Сандраром, исследователем оккультизма Сержем Ютеном и фламандским писателем-фантастом Жаном Рэем.
В произведениях, навеянных фольклорными мотивами, Сеньоль использует собственные наблюдения (например, чрезвычайно опасный метод исцеления, при котором кузнец-знахарь кладет ребенка на наковальню, «с диким криком» заносит над ним свой молот и останавливает смертельный удар, едва орудие коснется детского тельца, описанный в рассказе «Дьявол в сабо» и в 509-й главе «Евангелий от Дьявола», автор, по его словам, лично наблюдал в Дордони в 1929-м)[1], и рассказы старожилов французской глубинки (обряд «братания» годовалого ребенка с волчонком, после которого подросшая девочка обретает власть над свирепыми хищниками («Мари-волчица» и 322-я глава «Евангелий»), записан в 1944 году со слов непосредственной участницы этого действа, в ту пору уже 80-летней старухи).
Об истоках своего творчества Сеньоль рассказывает так:
«С самого раннего детства я наслушался волшебных и иных историй от своей бабушки: она рассказывала их, не только чтобы утихомирить разбушевавшихся внуков, но и подчиняясь неутолимой потребности словотворчества, без которой народные сказки вообще не дошли бы до нас. К сожалению, многое из того, что я слышал тогда, изгладилось из моей памяти. Рискнув во что бы то ни стало восстановить эти воспоминания, я наверняка начал бы фантазировать. Во мне сохранилось лишь впечатление невыразимого страха, заставлявшего сжиматься сердце. Зато я еще ребенком понял, что каждое произносимое слово должно вызывать либо дрожь, либо улыбку.
— Сеньоль К. Народные сказки Гиени.