560

13 августа 1946 года из жизни ушел английский писатель Герберт Уэллс, автор таких шедевров фантастического жанра, как «Война миров», «Машина времени», «Человек-невидимка» и «Остров доктора Мора».

Герберт Джордж Уэллс родился 21 сентября 1866 года в одном из южных районов Лондона Бромли. Его родители Джозеф и Сара Уэллс владели хозяйственной лавкой, приносившей небольшой доход. Отец Герберта зарабатывал на жизнь, в основном, участием в профессиональных соревнованиях по крикету. Герберт, младший из четырех детей, часто болел, и Джозеф и Сара Уэллс переживали, что мальчик, как и его старшая сестра, может погибнуть в раннем возрасте. Когда ребенку исполнилось семь лет, с ним произошла беда: он сломал ногу и некоторое время вынужден был не вставать с постели. Из-за этой «счастливой» случайности Герберт большую часть времени стал посвящать книгам, и он полюбил произведения Вашингтона Ирвинга и Чарльза Диккенса.

Начальное образование Герберт получил в местной школе, а затем был направлен на учебу в частное заведение - коммерческую академию Томаса Морлея, где он должен был освоить навыки торговли. В 1880 году семья Уэллсов лишилась основного источника дохода: отец Герберта сломал бедро и вынужден был уйти из спорта. Разорившиеся родители не могли больше оплачивать учебу мальчика, и Герберт оставил академию и начал работать.

Четырнадцатилетнего юношу и его двоих старших братьев Джозеф и Сара Уэллс отдали в ученики к торговцу в магазин тканей, где Герберту приходилось трудиться по тринадцать часов в день. Молодому человеку не нравилось заниматься продажами, и через два года к неудовольствию своей матери он ушел из магазина и устроился помощником учителя в среднюю школу. В возрасте семнадцати лет Герберт стал стипендиатом Империал-колледжа Лондонского университета и посвятил себя естественным наукам: физике, химии, астрономии и биологии, последнюю из которых он изучал под руководством знаменитого зоолога Т. Г. Хаксли, предка писателя Олдоса Хаксли. Хотя учеба шла не совсем гладко, в 1890 году Уэллсу удалось получить степень бакалавра.

В 1893 году распался его первый брак с двоюродной сестрой Изабеллой, и спустя два года он женился на своей бывшей студентке Эми Кэтрин Роббинс. Герберт, социалист по политическим убеждениям, никогда не хранил верность и выступал за свободную любовь, что вызывало осуждение в строгом английском обществе.

Еще в период студенчества Герберт начал писать статьи для газет. В 1895 году состоялся его громкий литературный дебют: свет увидела его первая серьезная работа, научно-фантастический роман «Машина времени». Вслед за этим он быстро опубликовал еще несколько крупных произведений, «Остров доктора Моро» (1896), «Человек-невидимка» (1897), «Война миров» (1898) и «Первые люди на Луне» (1901), которые и принесли ему мировую известность как писателю-фантасту. Впоследствии Герберт Уэллс пробовал себя в разных направлениях: создавал бытовые новеллы, увлекался философскими трудами и даже писал для детей. Но основным вкладом Уэллса в литературу считаются именно его романы и малые произведения в жанре фантастики.

Мрачный мир Герберта Уэллса, в котором выдумки не граничат с реальностью, а тесно переплетены с ней, еще с первых шагов кинематографа стал источником вдохновения для многих режиссеров.

«Вечерняя Москва» представляет подборку шести лучших экранизаций научной фантастики Герберта Уэллса.

1. «Путешествие на Луну», 1902
Основой для сюжета первого в истории научно-фантастического фильма французского режиссера-новатора Жоржа Мельеса стали два литературных произведения: романы «Из пушки на Луну» Жюль Верна и «Первые люди на Луне» Герберта Уэллса. Немая, короткометражная лента с иронией трактует содержание обеих работ и, опираясь на них, представляет зрителю забавную, необычайно волшебную и невообразимую для современников режиссера историю путешествия на Луну. Многие из спецэффектов, воплощенных в этой картине, были сделаны руками самого Мельеса, а кадр, где снаряд попадает Луне прямо в глаз, стал символом фантастического жанра в кинематографе.

2. «Человек, который умел творить чудеса», 1936
Выбрав в качестве сюжета для своей комедийной ленты одноименной рассказ английского писателя, сорежиссеры Лотар Мендез и Александр Корда обратились к первоисточнику - самому Уэллсу, чтобы он адаптировал свое произведения для экрана. В подготовке киноистории Герберту помогал сценарист Лайош Биро, ранее номинированный на «Оскар», но имя уже зарекомендовавшегося себя мастера не было указано в титрах. Картина рассказывает об обычном, ничем не примечательном продавце Джордже Фотерингее, неожиданно получающем от высших инопланетных существ способность осуществлять любое свое желание. Ответ на вопрос о том, как Джордж распорядится своим даром, определяет ход повествования.

3. «Человек-невидимка», 1933
Жутковатая, трагичная атмосфера книги Уэллса была правдиво воплощена на экране режиссером Джеймсом Уэйлом, одним из родоначальников жанра ужасов, известного также по лентам «Франкенштейн» (1931) и «Невеста Франкенштейна» (1935). Главную роль ученого Джека Гриффина, в результате эксперимента превратившегося не только в невидимку, но и в безумца, прочили Борису Карлоффу, снявшемуся до этого в «Франкештейне» Уэйла. Но Карлофф отказался принимать участие в съемках «Человека-невидимки», так как на протяжении всего фильма, вплоть до финала, лицо актера скрыто от зрителя. Вместо него для воплощения центрального образа режиссер пригласил Клода Рейнса, впечатлившего Уэйла звучанием своего голоса.

4. «Глубокой ночью», 1945
Для съемок классического киноальманаха, состоящего из пяти пугающих историей, на площадке объединились режиссеры Бэзил Дирден, Альберто Кавальканти, Роберт Хеймер и Чарльз Крайтон. Элементы рассказа Герберта Уэллса «Неопытное привидение» были использованы для сценария только одного из рассказов – комедийной «Истории о гольфе» Чарльза Крайтона. Так как дистрибьютор посчитал ленту слишком длинной (95 минут), в американский кинопрокат она вышла в сокращенном варианте, без двух эпизодов, в том числе и без «Истории о гольфе». Образы любителей этого вида спорта, между которыми в отрывке разыгрывается диалог, Чарльз Крайтон заимствовал из работы Альфреда Хичкока «Леди исчезает» (1938).

5. «Война миров», 1953
Фильм режиссера Байрона Хэскина, снятый по роману Герберта Уэллса и открывающий перед зрителем страшную картину вторжения марсиан на Землю, получил «Оскар» за лучшие спецэффекты и был номинирован на эту премию в категориях «Лучший звук» и «Лучший монтаж». Награда за спецэффекты вполне заслуженно была присуждена экранизации произведения английского писателя, ведь на них было потрачено более половины двухмиллионного бюджета. Если визуальный ряд, прекрасно технически проработанный для того времени, отмечается критиками как сильная сторона этого творения, ее минусом считается блеклая, слабая игра актеров.

6. «Машина времени», 1960
Еще одну «оскароносную» ленту по мотивам творчества Герберта Уэллса выпустил в прокат продюсер «Войны миров» (1953) Джордж Пэл. Хотя сюжет фильма сильно разошелся с оригинальным содержанием романа, кинопроект пользовался большой популярностью. Вместе с исследователем Джорджем зритель может посетить не только прошлое, но и далекое будущее, в котором, на первый взгляд, мир достиг своего совершенства. Но путешественника во времени ждет разочарование: в идеалистическом мире нашлось место и насилию, и социальному неравенству. Джорджу, влюбленному в одну из будущих жительниц Земли, предстоит спасти этот дивный, новый мир.

Дата публикации: 13 августа 2013 в 13:48