Антиуто́пия (англ. dystopia) — направление в художественной литературе, описывающее государство, в котором возобладали негативные тенденции развития. Антиутопия является полной противоположностью утопии.
Впервые слово «антиутопист» (dystopian) как противоположность «утописта» (utopian) употребил английский философ и экономист Джон Стюарт Милль в 1868 году. Сам же термин «антиутопия» (англ. dystopia) как название литературного жанра ввели Гленн Негли и Макс Патрик в составленной ими антологии утопий «В поисках утопии» (The Quest for Utopia, 1952).
В середине 1960-х термин «антиутопия» (anti-utopia) появляется в советской, а позднее — и в англоязычной критике. Есть мнение, что англ. anti-utopia и англ. dystopia — синонимы. Существует также точка зрения (как в России, так и за рубежом), различающая антиутопию и дистопию. Согласно ей, в то время как дистопия — это «победа сил разума над силами добра», абсолютная антитеза утопии, антиутопия — это лишь отрицание принципа утопии, представляющее больше степеней свободы.[ Тем не менее, термин антиутопия распространён гораздо шире и обычно подразумевается в значении dystopia.
Антиутопия является логическим развитием утопии и формально также может быть отнесена к этому направлению. Однако если классическая утопия концентрируется на демонстрации позитивных черт описанного в произведении общественного устройства, то антиутопия стремится выявить его негативные черты. Важной особенностью утопии является её статичность, в то время как для антиутопии характерны попытки рассмотреть возможности развития описанных социальных устройств (как правило — в сторону нарастания негативных тенденций, что нередко приводит к кризису и обвалу). Таким образом, антиутопия работает обычно с более сложными социальными моделями.
Советским литературоведением антиутопия воспринималась в целом отрицательно. Например, в «Философском словаре» (4-е изд., 1981) в статье «Утопия и антиутопия» было сказано: «В антиутопии, как правило, выражается кризис исторической надежды, объявляется бессмысленной революционная борьба, подчёркивается неустранимость социального зла; наука и техника рассматриваются не как сила, способствующая решению глобальных проблем, построению справедливого социального порядка, а как враждебное культуре средство порабощения человека». Такой подход был во многом продиктован тем, что советская философия воспринимала социальную реальность СССР если не как реализовавшуюся утопию, то как общество, владеющее теорией создания идеального строя (теория построения коммунизма). Поэтому любая антиутопия неизбежно воспринималась как сомнение в правильности этой теории, что в то время считалось неприемлемой точкой зрения. Антиутопии, которые исследовали негативные возможности развития капиталистического общества, напротив, всячески приветствовались, однако антиутопиями их называть избегали, взамен давая условное жанровое определение «роман-предупреждение» или «социальная фантастика». Именно на таком крайне идеологизированном мнении основано определение антиутопии, данное Константином Мзареуловым в его книге «Фантастика. Общий курс»: «…утопия и антиутопия: идеальный коммунизм и погибающий капитализм в первом случае сменяется на коммунистический ад и буржуазное процветание во втором».
Наиболее последовательно тезис о различии «реакционной» антиутопии и «прогрессивного» романа-предупреждения разработали Евгений Брандис и Владимир Дмитревский.[4] Вслед за ними его приняли и многие другие критики. Впрочем, такой влиятельный историк фантастики, как Юлий Кагарлицкий, такого различия не принимает, и даже об Оруэлле, также как о Замятине и Хаксли, пишет вполне нейтрально и объективно.[5] На 10 лет позже с ним солидаризировался крупный социолог и партийный чиновник (в то время сотрудник аппарата ЦК КПСС, в перестройку помощник генсека) Георгий Шахназаров.[6]
Книги:
Евгений Замятин — «Мы»
Олдос Хаксли — «О дивный новый мир»
Джордж Оруэлл — «1984», «Скотный двор»
Артур Кёстлер — «Слепящая тьма»
Джером Клапка — «Новая утопия»
Александр Зиновьев — «Глобальный человейник»
Герберт Уэллс — «Когда Спящий проснётся», «Машина времени»
Джек Лондон — «Железная пята»
Станислав Лем — «Возвращение со звёзд»[источник не указан 1126 дней]
Пьер Буль — «Планета обезьян»
Иван Ефремов — «Час Быка»
Энтони Бёрджесс — «Заводной апельсин», «Вожделеющее семя»
Рэй Бредбери — «451 градус по Фаренгейту»
Айн Рэнд — «Атлант расправил плечи»
Андрей Платонов — «Чевенгур», «Котлован»
Братья Стругацкие — «Обитаемый остров», «Хищные вещи века», «Град Обреченный»
Владимир Войнович — «Москва 2042»
Курт Воннегут — «Механическое пианино, или Утопия 14»
Лао Шэ — «Записки о кошачьем городе»
Александр Смоленский — «Укрепрайон «Рублёвка»»
Стивен Кинг — «Бегущий человек»
Ричард Бахман (Стивен Кинг) — «Долгая прогулка»
Косюн Таками — «Королевская битва»
Сьюзен Коллинз — «Голодные игры»
Владимир Набоков — «Под знаком незаконнорождённых», «Ада», «Приглашение на казнь»
Филип Дик — «Вера наших отцов», «Человек, который высмеивал»
Джек Вэнс — «Додкин при деле»
Карел Чапек — «Война с саламандрами»
Татьяна Толстая — «Кысь»
Маргарет Этвуд — «Рассказ служанки»
Анна Старобинец — «Живущий»
Олег Дивов — «Выбраковка»
Вероника Рот — «Избранная» (трилогия)
Лорен Де Стефано — «Увядание»
Лорен Оливер — «Делириум» (трилогия)
Стефани Майер — «Гостья»
Скотт Дэвид Вестерфельд — «Уродина» (цикл «Мятежная»)
Нил Шустерман — «Беглецы» (тетралогия)