2112

Научное фэнтези (англ. Science fantasy) — гибридное направление, созданное на стыке научной фантастики и фэнтези[1][2][3], для которого характерно сочетание научно-фантастических элементов со сказочно-мифологической традицией[4]. Произведения данное гибридного направления играя по правилам научной фантастики, относятся всё же к жанру фэнтези[5]. Из фэнтези заимствуются волшебный мир и магия, а из научной фантастики — строгое псевдонаучное объяснение этих явлений. О. П. Кулик считает научное фэнтези ответвлением от научной фантастики, где волшебство получает рациональное объяснение.

Эволюцию понятия «научное фэнтези» рассмотрел Борис Невский в статье «Драконы и звездолеты: разнообразие технофэнтези». Термин «научное фэнтези» введен в 1935 году Форрестом Аккерманом в качестве синонима научной фантастики. В 1950 году Уолтер Джиллингз под научной фэнтези понимал часть научной фантастики, неправдоподобной с точки зрения науки того времени (например, применение ядерного оружия в романе Герберта Уэльса «Освобожденные мир» являлось научной фэнтези с точки зрения физики Ньютона, а с позиции теории Энштейна - научной фантастикой). В 1948 году Мэрион Зиммер (позднее получившая известность под псевдонимом Брэдли) в журнале «Startling Stories» назвала «science fantasy» смесью НФ и фэнтези. Критик Джудит Мерри под научным фэнтези понимала произведения фэнтези, в которых волшебство имеет естественнонаучную основу. Фантастовед Джон Клют выделил из широкого понятия «научное фэнтези» более узкий термин «технофэнтези».

В рамках фэнтези автору проще выстраивать психологические портреты героев, а элементы научной фантастики создает эффект достоверности. Появление гибридных направлений связано с кризисом чистой научной фантастики, которая в условиях постоянного научно-технического прогресса (и падения к нему интереса) вынуждена в большем степени обращаться к социальным и психологическо-философским проблемам человека. Упадок научной фантастики и расцвет фэнтези привел к появлению гибридных направлений, соединяющих в себе черты этих жанров фантастики: технофэнтези и научного фэнтези. Зачатки научного фэнтези появились ещё в 19 веке: рассказ Г. Уэллса «Человек, который мог творить чудеса» является сказкой, объясненной с точки зрения законов физики. По мнению О. П. Кулик, корни научной фэнтези в России впервые появляются в романах А. и Б. Стругацких («Трудно быть богом», «Понедельник начинается в субботу», «Пикник на обочине»). В романе А. и Б. Стругацких «Пикник на обочине» классический сюжет о посещении Земли могущественными пришельцами (научная фантастика) сочетается со странными последствиями (фэнтези). В России научное фэнтези как самостоятельного направление появилось в середине 1990-х годов в связи с кризисом научной фантастики. В качестве примера более позднего российского научного фэнтези можно назвать «Страж перевала» С. Логинова.

В 1950—1966 годах в Британии выпускался журнал Science Fantasy, в тот же период термин получает распространение на Западе. Научное фэнтези может не использовать таких атрибутов жанра, как магию, богов и демонов, героев-избранников и сверхъестественные силы, зато часто эксплуатирует такие характерные для научной фантастики темы, как параллельные миры, иные измерения, экстрасенсорика и психическая энергия, чудовища и супермены (впрочем, не один из этих элементов не должен становится для данного направления определяющим). Многие произведения научной фэнтези относятся также к планетарной фантастике[7].

Иногда книги, написанные как научная фантастика, обогащаются мифологией фэнтези (Роджер Желязны «Бог света», Дэн Симмонс «Илион»)[8]. Близким к направлению научной фэнтези является технофэнтези, в которой идет сосуществование или соединение науки и магии.