|
Твёрдая нау́чная фанта́стика (англ. hard science fiction, hard SF) — один из поджанров научной фантастики, отличающийся тем, что повествование не нарушает известных научных законов; научная фантастика, основывающаяся на естественнонаучной базе. Отличается отсутствием использования в логической структуре произведений фэнтезийных элементов, то есть сверхъестественных явлений, либо их сугубо рациональным толкованием.
Термин «твёрдая научная фантастика» использовал в своих работах, в частности, советский исследователь фантастики А. Ф. Бритиков[2]. Этот термин (наряду с вариантом «естественнонаучная фантастика») применяется и другими российскими литературоведами[3]. В русскоязычных статьях, посвящённых классификации поджанров научной фантастики, данный поджанр зачастую именуется «научной фантастикой как таковой» или «традиционной научной фантастикой»[4], в отличие от фэнтези, «космической оперы», «альтернативной истории», «криптоистории» и пр.
Термин hard SF впервые был использован в литературной рецензии П. Ш. Миллера (англ. P. Schuyler Miller), опубликованной в феврале 1957 года в журнале «Astounding Science Fiction». В 1970 г. В. Ателинг писал: «Уэллс изначально использовал этот термин для обозначения того, что мы сегодня назвали бы „твёрдой“ научной фантастикой, в которой основанием для повествования выступает сознательное стремление опираться на уже известные (в момент написания) факты, и уж если в повествовании также встречалось некое чудо, то по крайней мере речь не должна была идти о целом арсенале чудес»[1].
Как пишет в своей статье Мария Галина, «Традиционно считается, что научная фантастика (НФ) — это литература, сюжет которой разворачивается вокруг какой-то пусть фантастической, но всё-таки научной идеи. Точнее будет сказать, что в научной (hard sci-fi) фантастике изначально заданная картина мира логична и внутренне непротиворечива. Сюжет в НФ обычно строится на одном или нескольких как бы научных допущениях (возможна машина времени, передвижение в космосе быстрее света, надпространственные тоннели, телепатия и прочее)»[5].
Видные представители:
Жюль Верн
Герберт Уэллс
Айзек Азимов
Иган, Грег
Артур Кларк
Станислав Лем
Роберт Хайнлайн
Пол Уильям Андерсон
Ларри Нивен
Вернор Виндж
Александр Казанцев
Иван Ефремов
Александр Беляев
Карл Шрёдер
Хол Клемент
Крайтон, Майкл
Аластер Рейнольдс
Некоторые произведения жанра:
«Машина времени» (1895) Герберта Уэллса;
«Голова профессора Доуэля» (1925) Александра Беляева;
«Экспедиция «Тяготение»» (1954) Хола Клемента;
«Робинзоны космоса» (1955) Франсиса Карсака;
«Туманность Андромеды» (1957) Ивана Ефремова;
«Страна багровых туч» (1959) братьев Стругацких;
«Тау Ноль» (1970) Пола Андерсона;
«Мир-Кольцо» (1970) Ларри Нивена;
«Сами боги» (1972) Айзека Азимова;
«Парк Юрского периода» (1990) Майкла Крайтона;
«Лестница Шилда» (2001) Грега Игана;
«Топоры и Лотосы» (2005) Александра Зорича;
|