1245

Pulp-журналы (или пульпы) — полуофициальное название категории дешёвых массовых журналов, как правило, литературных, которые издавались в конце XIX — первой половине XX века в США.

Название «pulp-журналы» происходит от термина pulp, которым называли целлюлозную массу из вторсырья и самый дешёвый сорт выработанной из неё низкокачественной бумаги, способной держать типографскую краску.

Первый pulp-журнал создал в 1896 году Фрэнк А. Манси, который преобразовал издававшийся им журнал для подростков «The Argosy» в журнал приключенческих рассказов для взрослых и начал, сэкономив на качестве бумаги, продавать его по цене всего по 10 центов за экземпляр. Это резко расширило читательскую аудиторию журнала, что, в свою очередь привлекло к изданию внимание рекламодателей. Новая коммерческая схема быстро доказала свою эффективность и привела к появлению множества подражаний.

Фрэнк А. Манси создал тип периодического литературного издания, жёстко ориентированного на массового читателя. В таких журналах публиковались детективы, приключенческие истории, «больничные романы», вестерны, готика, мистика, рассказы о спортсменах, пиратах, золотоискателях, о затерянных племенах и гробницах фараонов, приключения на войне, приключения в джунглях и другие разновидности жанровой литературы. Pulp-журналы быстро стали воплощением бульварщины, синонимом одноразового чтива. Термин «pulp fiction», возрождённый к новой жизни одноимённым фильмом «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино, появился именно в связи с ними.

Уже в первом десятилетии XX века выходили десятки pulp-журналов — «The Popular Magazine», «All-Story», «Top-Notch», «Short Story», «Blue Book», «Cavalier», «Adventure» и другие.

Поначалу все эти издания были всежанровыми, но к началу 1910-х годов наряду с ними начали появляться pulp-журналы нового типа, которые были ориентированы тематически на какой-то конкретный жанр — детектив, вестерн, истории про пиратов, а несколько позже — литературу ужасов, научную фантастику и авиационные приключения. В отличие от всежанровых журналов, специализированные издания были рассчитаны на более узкую, но одновременно более мотивированную аудиторию, что позволяло им успешно удерживаться на рынке литературной периодики.

Следует отметить, что в первой половине XX века американская литература довольно отчётливо делилась на «журнальную» и «книжную», причём эти два направления пересекались довольно редко. Книжные издания произведений, опубликованных в журналах, были скорее исключением, чем правилом. Книжные издания были гораздо более престижными и прибыльными для авторов, так как позволяли получать потиражные отчисления от публикаций; журналы платили авторам только один раз, а повторные перепечатки произведений были возможны только для самых популярных произведений. Практически же все журнальное творчество было «одноразовым» — автор просто продавал свой текст журналу для того, чтобы один раз получить за него гонорар и забыть о своём творении навсегда.

Pulp-журналы продолжали существовать в той или иной форме до начала 1950-х годов, когда изменения на рынке периодики и удешевление книг заставили пульпы исчезнуть или преобразоваться в более престижные издания.

Список pulp-журналов:
«Adventure»
«Air Wonder Stories»
«All-Story»
«Amazing Stories»
«The Argosy»
«Astounding Science Fiction»
«Black Mask»
«Blue Book»
«Cavalier»
«Fantastic Adventures»
«The Popular Magazine»
«Science Wonder Stories»
«The Shadow»
«Short Story»
«Strange Tales»
«Top-Notch»
«Unknown»
«Weird Tales»

Издатели, издательства:
Хьюго Гернсбек
Фрэнк Манси
Popular Publications
Street & Smith
Thrilling Publications

Значительные авторы, добившиеся известности благодаря публикациям в pulp-журналах:
Эдгар Райс Берроуз
Эрл Стэнли Гарднер
Луис Ламур
Джон Макдональд
Абрахам Меррит
Рафаэль Сабатини
Дэшил Хэммет
Рэймонд Чандлер

Художники-иллюстраторы:
Рафаэль Де Сото
Фрэнк Рудольф Пауль
Норман Саундерс