2066

Золотой век научной фантастики — период, приблизительно охватывающий промежуток с конца 30-х годов и до 50-х годов XX века, когда жанр научной фантастики становится очень популярным в англоязычных странах, когда были впервые изданы многие классические произведения жанра. В истории научной фантастики Золотой Век идёт после эпохи космической оперы pulp-журналов 1920-х-1930-х годов и предшествует новой волне научной фантастики. По словам историка Адама Робертса, «Золотой век возвысил особый стиль написания: твёрдая научная фантастика, линейное повествование, героическое решение проблем, противодействие угрозам из космической оперы».

Наибольшее влияние на наступление Золотого века оказал Джон У. Кэмпбелл, ставший легендой в жанре как редактор и издатель многих журналов научной фантастики, в том числе «Astounding Science Fiction». Под редакцией Кэмпбелла в научной фантастике стало больше реализма и психологической глубины в характерах персонажей, чем до этого было в «супернаучную» эпоху Гернсбека. Авторский фокус сместился с механизма на человека, использующего этот механизм. Большинство фанов считают, что Золотой век начался около 1938-39[1]; в июле 1939 года вышел номер «Astounding Science Fiction»[2], содержащий первые опубликованные рассказы Айзека Азимова и Альфреда ван Вогта, и эту дату часто приводят в качестве точного начала Золотого века.

Многие штампы и общие места научной фантастики возникли в эпоху Золотого века. Благодаря работам Э. Э. Смита космическая опера вышла на новый уровень. Айзек Азимов в рассказе «Лжец» 1941 года впервые вывел свои знаменитые три закона роботехники и заложил основу космооперной франшизы «Академия». Одной из общих черт Золотого века: внедрение технических изобретений и ощущение чуда у читателей, примером может служить рассказ Азимова «Приход ночи», когда цивилизация на планете была разрушена за одну ночь в результате неординарного космического катаклизма. Романы 50-х от Роберта Хайнлайна, такие как «Кукловоды», «Двойная звезда» и «Звёздный десант», явно выражают либертарианскую идеологию, которая в то время была широко представлена в жанре.

В Золотом веке в фантастике вновь появляются темы религии и духовности, которые были центральными в старой фантастике до эпохи космооперы, но подавлялись Хьюго Гернсбеком как несоответствующие его представлению о «научности». Среди самых известных произведений этого типа: «Марсианские хроники» Рэя Брэдбери, «Конец детства» Артура Кларка, «Дело совести» Джеймса Блиша и «Страсти по Лейбовицу» Уолтера Миллера.

Как явление, которое повлияло на очень многих подростков во время Второй мировой войны и последующей за ней холодной войной, Золотой век научной фантастики оставил неизгладимый след в обществе. Начало золотого века совпало с первым конвентом Worldcon в 1939 году, и с тех пор научная фантастика обрела значительную общественную силу, в особенности для её наиболее активных фанов. Жанр, особенно в период своего расцвета, оказывал заметное, хоть и несколько косвенное воздействие на военных лидеров, информационные технологии, Голливуд и на саму науку (особенно биотехнологии и фармацевтику).

Следует отметить, что многие родители в то время зачастую воспринимали научную фантастику с оттенком ужаса и проявляли нетерпимость к ней, обычно вызванной колоритными иллюстрациями на обложках pulp-журналов. Стереотипная обложка таких журналов — женщина в бронебикини во власти пучеглазого монстра.

Ряд весьма влиятельных авторов научной фантастики начали свою деятельность в Золотом веке, в том числе:
Айзек Азимов
Пол Андерсон
Альфред Бестер
Джеймс Блиш
Нельсон С. Бонд
Фредерик Браун
Рэй Брэдбери
Ли Брэкетт
Альфред ван Вогт
Джек Вэнс
Л. Спрэг де Камп
Генри Каттнер
Артур Кларк
Хол Клемент
Сирил Корнблат
Джон Кристофер
Фриц Лейбер
Лестер дель Рей
Уолтер Миллер
Кэтрин Мур
Чад Оливер
Фредерик Пол
Эрик Фрэнк Рассел
Росс Роклин
Клиффорд Саймак
Э.Э. "Док" Смит
Теодор Старджон
Уильям Тенн
Джон Уиндем
Рон Хаббард
Роберт Хайнлайн
Бертрам Чандлер

Если начало Золотого века можно довольно точно указать, то определить его конец сложнее, но можно выделить несколько факторов, изменивших лицо жанра в период с середины до конца 50-х годов. Возможно, самым важным здесь является сокращение рынка, проявившееся в закрытии десятков крупных научно-фантастических журналов в течение пяти лет. В то же время уменьшается доля научной фантастики на телевидении и радио, к 1955 году прекращена съёмка многих телесериалов. Научная фантастика процветала в комиксах начала 50-х, но создание Кодекса комиксов (независимого органа саморегулирования содержания комиксов в США) серьёзно влияет на жанр, приводит к прекращению публикаций некоторых комиксов.

Таким образом, вторая половина 50-х годов ознаменовалась снижением конкурентоспособности научной фантастики. В то же время технический прогресс, кульминацией которого стал запуск Спутника-1 в октябре 1957 года, уменьшает разрыв между реальным миром и миром фантастики, заставляет авторов быть смелее в своём творчестве ради того, чтобы их произведения были актуальными. Появляются новые жанры научной фантастики, которые сосредоточены не столько на достижениях людей в космических кораблях и лабораториях, сколько на том, как эти достижения изменят человечество.