|
Чёрный юмор — юмор с примесью цинизма, комический эффект которого состоит в насмешках над смертью, насилием, болезнями, физическими уродствами или иными «мрачными», макабрическими темами. Чёрный юмор — обычный ингредиент абсурдистики в литературе и в кино (ОБЭРИУ, «Монти Пайтон», театр абсурда).
Термин «чёрный юмор» (фр. humour noir) французского происхождения. Он встречается у символиста Гюисманса в 1880-е, однако в широкое употребление введён адептами сюрреализма, и в первую очередь Андре Бретоном, составившим в 1939 году «Антологию чёрного юмора».
Бретон возводил истоки «чёрного юмора» к литературе Просвещения — к произведениям Свифта («Скромное предложение»), Вольтера («Кандид»), Стерна («Тристрам Шенди»). Не лишены «чёрного» оттенка некоторые пародии на готический роман. Для философского обоснования мрачной комедии сюрреалисты привлекали учения Гегеля и Фрейда.
В фольклоре
Русский солдатский юмор 1915 года: вход в укрытие от Таубе — 1 рубль
В простонародной среде чёрный юмор продолжал средневековую карнавальную традицию, представленную «плясками смерти» и «пирами во время чумы». По этой причине поистине народными стали мрачная песня из бурлетты «Сержант-рекрутёр» и полная жутких страшилок немецкая книжка для детей «Стёпка-Растрёпка». В фольклористике термин «чёрный юмор» используется для характеристики таких форм современного городского фольклора, как «садистские стишки» и анекдоты о мёртвых младенцах.
В литературе
Из произведений XIX века Бретон включил в свою антологию сочинения Шарля Бодлера, Льюиса Кэррола и Альфонса Алле. В русской литературе с чёрным юмором ассоциируются имена Антоши Чехонте (святочные рассказы), Саши Чёрного, Даниила Хармса и Григория Остера («Вредные советы»).
В кино
На высмеивании священных или неприкасаемых тем построена английская «чёрная комедия» (black comedy), к вершинам которой относятся послевоенные фильмы Ealing Studios («Добрые сердца и короны», «Замочить старушку») и продукция «Монти Пайтона». В настоящее время традиции жанра продолжает Эдгар Райт («Зомби по имени Шон», 2004), Алан Баттерворф («Завещание Драмонда», 2010) и другие режиссеры.
В других кинематографических традициях также есть место для «комедии ужасов» (comedy horror); её проявления весьма разнообразны — от «Бала вампиров» Р. Поланского до «Дома» Нобухико Обаяси. См. Комедийные фильмы ужасов и триллеры (список).
Чёрный юмор характерен и для мейнстримных голливудских режиссёров — Роберта Земекиса («Смерть ей к лицу»), братьев Коэн («Бартон Финк»), Квентина Тарантино («Бешеные псы»), Сэм Рейми («Зловещие мертвецы», «Зловещие мертвецы 2»), Тима Бёртона («Труп невесты», «Кошмар перед рождеством», «Мрачные Тени», и другие).
|