Дизельпанк (англ. Dieselpunk) — развивающийся жанр фантастики, производный от киберпанка, описывающий мир, базирующийся на технологиях уровня 20-х — 50-х гг. XX века (период с Первой мировой войны по Вторую мировую войну), а также зарождающаяся субкультура, сочетающая в себе эстетику того времени с постмодернистскими технологиями и чувствами.
Источниками вдохновения для дизельпанка послужили некоторые реально существовавшие необычные боевые машины (многобашенные танки, подводные крейсера и летающие авианосцы). Например, проекты подводных крейсеров с артиллерийским вооружением (британские подлодки класса М (англ.)русск., британская подлодка HMS X1 (англ.)русск., немецкие подлодки класса U 139 (англ.)русск. и французской подлодка Сюркуф), а также паротурбинные британские подлодки класса К (англ.)русск. стали прототипами оружия дизельпанка. Этот раздел не завершён.
Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.
Термин появился в 2001 году как маркетинговый ход, который придумал игровой дизайнер Льюис Поллак, чтобы описать его настольную ролевую игру «Children of the Sun»., После этого термин применялся, чтобы описать особый стиль изобразительного искусства, музыки, кино, художественная литература, и моддинговой техники.
Слово «dieselpunk» является производным от названия жанра киберпанк, и используется для представления периода времени, когда дизельный двигатель был в основе передвижения в западной культуре[5] и «-панк» суффикс, связанного с жанрами художественных произведений, в которых общество находится в глубоком упадке или на стадии радикальных перемен в социальном устройстве. Также термин ссылается на стимпанк,[6] другую производную киберпанка, в котором, как правило, основное внимание обращается не на проблемы общества, а на эстетику викторианской эпохи.
Интернет-журнал «Flying Fortress» написал, что дизельпанк можно разделить на две основные темы и стили: «Ottensian» и «Piecraftian»[8] разделительной линией между двумя темами является начало Второй мировой войны.
В направлении «Ottensian», названном по имени автора Ник Оттенса,[10] основное внимание уделяется обстановке, где декадентская эстетика и утопическая философия американских «Ревущих двадцатых» продолжает развиваться беспрепятственно из-за отсутствия войны или экономического коллапса Великой депресии. Оттэншнский дизельпанк в первую очередь касается позитивного видения технологий, где утопические идеалы предсказаний времён Всемирной выставки приходят к свету.[11] В результате оттэншнский дизельпанк включает в себя оптимистические предсказания о будущем,[12] и часто элементы ретрофутуризма.
Вторая тема, названная «Piecraftian», включает эстетику мировых войн и размышления о том, как человеческая культура может перестать развиваться из-за постоянных военных конфликтов.[2][8] Эта тема может продолжать эстетику эпохи дизеля в более поздние периоды истории, описывая мир, где выживание зависит от дизельных электростанций и автомобилей (как это в мрачном будущем серии фильмов «Безумный
Дизельпанк черпает свое вдохновение из двух связанных источников: дизельной эпохи и философии «декоданс».
Термин «дизельная эпоха» обозначает период времени, который начинается с начала межвоенного периода, который охватывает время между окончанием Первой мировой войны и началом Второй мировой войны, то есть с 1918 до 1939. Межвоенная эпоха занимает центральное место в одном из направлении дизельпанка, часто называемого «Ottensian». Сама Вторая мировая война также играет важную роль в дизельпанке, особенно в школе жанра, называемой «Piecraftian».[8] Точное окончание эпохи дизеля вызывает споры в дизельпанк-сообществе. В зависимости от источника, он заканчивается либо к началу Второй мировой войны, либо по её окончанию, или продолжается до первой половины 1950-х годов с появлением таких культурных икон как золотой век телевидения, и замены биг-бэнда и свинг-музыки на рок-н-ролл.
Дизельпанк не ограничивается историческими событиями дизельной эпохи для вдохновения. Ещё одним важным аспектом дизельпанка является «декоданс» — термин является слиянием слов «деко» + «декаданс» (англ. decodence, deco+decadence). По мнению веб-сайта «The Gatehouse», декоданс «охватывает направление и атмосферу эпохи; он чувствует себя комфортно в затянувшейся атмосфере века джаза, которая характеризуется огромным энтузиазмом и надеждами на будущее».
Дизельпанк может быть как чисто научно-фантастическим, так и включать в себя элементы оккультной мистики. Из-за наличия в некоторых ДП-произведениях отсылок к запретным знаниям и тёмной магии, некоторые путают этот жанр с такими художественными направлениями как Weird Fiction и New Weird, яркими представителями которых являются Г. Ф. Лавкрафт и Джефф Вандермеер, соответственно.